Статья с закрытого сайта
Субстанции.
AcidJazz
by 8807
------------------------------------------------------
Acid Jazz? Иногда удивительно как много разных значений вкладывается
в это расхожее понятие. Также удивительно, что то, что однажды Acid Jazz прозвучало
как случайно брошенная ремарка, стало частью международной музыкальной
терминологии. Сейчас происхождение термина Acid Jazz обросло мифологией,
но в действительности вполне возможно отследить место и время его возникновения.
Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что по одной из версий впервые
это выражение - Acid Jazz - ввел британский ДЖ (ныне продюсер) Крис Бэнгс.
Занимаясь музыкой Эсид Хаус на самых ранних стадиях ее зарождения Крис
и его партнерЖиль Петерсон имели пристрастие к ретро фанки-джазовым сэмплам
или иначе говоря ретро фанки-джазовому исходнику для экспериментирования
с Эсид Хаус. Однажды непосредственно во время микса, варьируя скоростью
вертушки чтобы добиться эсидхаузного эффекта "Моющей машины" Крис Бэнгс
объявил примерно следующее: "Все фигня, парни, это Acid Jazz!" Это и было
началом. В дальнейшем уже партнер Бэнгса Жилль Петерсон развивал z понятие Acid Jazz
и изобретение. Полностью менялся весь музыкальный ландшафт, эсид хаус казался
авангардным и способным изменить всю музыкальную субкультуру. Жилль Петерсон
пытался сделать так, чтобы джаз становился частью этого процесса. Петерсон
сконцентрировался на игре "ретро" музыки, на ее микшировании с новейшими
танцевальными стилями. По одной из версий, можно считать, что Acid Jazz
по-настоящему утвердился на вечеринках Дингволлс в Лондоне, где в течение
четырех с половиной лет на компактном танцполе проходили эксперименты с
многовариантным смешением джаза, соул, латин, с хип-хопом и хаусом. Эти
эксперименты стали получать все большую известность и распространились
в собственных, самых разнообразных версиях Германии, Швейцарии, Италии
и дальше. Соответственно, понятие Acid Jazz стало получать все больше толкований
среди многих людей. Но в любом случае главный принцип в общих чертах оставался
прежним: Acid Jazz - это танцевальный джаз в смеси с новейшими музыкальными стилями
и технологиями.
Надо отметить значительный вклад в становление Acid Jazz лэйбла "Импульс!",
который под влиянием продюсера Боба Тьела записал огромный спектр авангардной
джазовой музыки от Колтрэйна, Арчи Шеппа и Фаро Сандерса до коммерческих
западноамериканских Габора Сабо и Тома Скотта. Причем экспериментирование
с этой музыкой вызвало к жизни такой стиль как соул-джазз.
Уже в шестидесятых джазз вступал как бы в диалог с развивающейся популярной
музыкой,
что влекло за собой некоторые изменения в ритмической основе самого
джаза. То, что и как получалось при смешении джаза с ритм-н-блюзом, лэтин,
соул, нравилось и традиционной джазовой аудитории, но еще более было пригодно
для ДЖ и их аудитории.
Существует и другая точка зрения на развитие Acid Jazz, правда она
более затрагивает
джэззи хип-хоп, но одновременно влияет на представление о возникновении
и развитии Acid Jazz в целом. Подчеркну и это очень важно: эта точка зрения
отражает мнение американских музыкальных критиков. В 1986 Стетсасоник ,
Бруклинская рэп-группа с участием продюсера Принса Пола создала с применением
сэмплинга трэк "Токин Олл Дэт Джэзз. Что Стэтсасоник не поняли в первый
момент, это то, что они положили начало целому стилю. Но в прессе сразу
появились статьи, дескать, началась новая эра джаза, это революция в звуке,
которая позволяет джазу стать наконец музыкой молодежи. Вплоть до 1989
такое смешение рэпового хип-хопа и джаза оставалось все еще новым и свежим:
звучание духовых инструментов было как бы из старых времен, но актуальность
придавали голоса МС. Примером того может быть Гэнгстарр.
Значительно вклад создание джэззи хип-хопа внес в конце 80-х продюсер
Премьер,
отличавшийся колоссальным пристрастием к джазовому фанку. Премьер выпустил
сейчас уже забытый альбом трех артистов Дональда Берда, Роя Айерса, Лонни
Листона Смита, который стал выражением стиля хард-боп.
Хотя кто-то мог бы и отдать здесь первенство патриарху джаза Майлсу
Дэвису, известному
экспериментатору со свободным смешением джазовых, роковых и популярных
стилей (первые подобные опыты Майлса Дэвиса произошли еще более 20 лет
назад, когда именно ему удалось создать стиль джазз-рок). Незадолго до
его смерти Майлс Дэвис обосновался в студии специально ради того, чтобы
поучаствовать в новой волне джазз-фьюжн, в результате появился стиль джазз-боп
(Ду-боп-сонг). Однако в действительности этот трэк в таком виде получил
известность уже после смерти Майлса Дэвиса в 1991, благодаря его обработке
МС ИзиМоБи.
Во второй половине 70-х в Лондоне новая джазовая сцена сформировалась
благодаря
британским группам, которые возрождали соул и эта новая волна получила
название rare groove. Эта новая волна сохраняла джаз фанк образца конца
60-х и оберегала и саму эту музыку и аудиторию от влияния американских
диско и рок-н-ролла. Американские музыкальные критики признают, что именно
с легкой руки или легкого языка британских ДЖ уже в 80-х появилось выражение
Acid Jazz. Также признается, что это выражение мало о чем говорит, кроме
как об истоках этой музыки в американском соул и фанке с джаззовыми элементами.
Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что понятие Acid Jazz определяет
более откуда эта музыка произошла, нежели что она такое.
Но тем временем в Штатах да и в Канаде Хипхоп приобретал все более
джазовый звук.
В частности, канадские Dream's Warrioirs в 1990 вышли на новый уровень
такого смешения, создав очень известный трэк My Definition Of Boombastic
Jazz Style с применением древних, архивных джазовых записей.
После Dream's Warrioirs и Gangstarr, другая группа A Tribe Called Quest
стала в
Новом Свете одним из самых известных хипхоповых проектов с ипользованием
джазового звука. Именно благодаря трэку Jazz (We've Got) джазовые критики
изменили к лучшему свои представления о так называемых b-boys. А после
того, как Грэг Осби выпустил свой Street Jazz стали говорить, что в джаз
пришла новая уличная энергия и джаз получил новую аудиторию - молодежную.
Как и в Лондоне, на рубеже 80-90 по всей Америке стали возникать группы,
играющие
freestyle Hiphop, что было особенно удобно, так как молодежная аудитория
в массе своей не знала джаз. Например, Solsonic из Лос-Анджелеса умудрились
смешать по-своему джаз, фанки, рэгги, лэтин.
По мере роста джазового хипхопа как жанра, на него стали обращать внимание
представили
и альтернативной и даже поп, особенно R&B сцены. К джазовому хипхопу
обратилась, например, Ненна Черри (кстати дочь великого джазмена Дона Черри).
Другим гибридом стала группа Get Set V.O.P. В их трэке У А А вокальный
скэт совмещен с звуком в стиле Боп старой школы. Вашингтонское Peace Bureau
разместило рэп в стиле скэт поверх звуков джазового органа Hammond и джазового
саксофона.
Таким образом, по мнению музыкальных критиков, в первую очередь американских,
начало 90-х принесло уличную энергетику в джаз и дало ему новый импульс,
новую аудиторию, новый стиль Acid Jazz.