C тех пор как Luke Vibert (он же -
Wagon Christ, он же - Plug) переехал в свою новую
лондонскую квартиру, из его спальни
раздаются странные звуки: то вдруг
ангельский хор встревожит ночную тишину
величественным минором, то неопознанного
происхождения труба выведет нечто,
одновременно запоминающее гимн Латинского
квартала и колыбельную для Санты Клауса. И
тут вступают барабаны, чуть "окисленные"
фильтрами и компрессором. Бесконечный
ритмизированый поток легко отправляет
случайного слушателя в кругосветное
путешествие под вкрадчивое покачивание
американского хип-хопа, и вдруг отрывает от
поверхности земли россыпью зеркально
отраженных друг в друге джангл-сэмплов.
Hесмотря на очевидные безобразия,
соседи еще никому на Luke Vibert не жалуются.
Возможно, они думают, что этот субтильный
юноша двадцати трех лет занимается тем, чем
занимаются все бездельники его возраста:
дни и ночи напролет слушает пластинки
любимых групп. Собственно, Luke Vibert
действительно делает то, что в его возрасте
делают многие. Он не слушает пластинки, он
их записывает.
"О, у меня не так уж много
аппаратуры" - признается в одном из
интервью Luke Vibert, - "Все, что у меня есть,
вполне помещается в одной небольшой
комнате. Слева - старенький "Атари",
сэмплер и миксер,справа - клавиши и "мультиэффект".
И это все".
В 1998-м году мы можем говорить уже
о целом поколении "квартирных"
Бетховенов. "Пожалуй, лишь Афекс хранит
дома десятки загадочнейших приборов" -
говорит Вайберт о своем приятеле Афекс
Твине, одной из самых крупных звезд
амбиентной музыки, - "другие, также как и я,
пользуются минимумом".
Ограниченные пространства и
средства, впрочем, отнюдь не мешают
реализовываться разносторонней натуре
Люка в самых неожиданных направлениях
электронной музыки. Под своим именем он
выпустил несколько альбомов так
называемого хип- хопа. В своих работах он
так далеко ушел от афро-американских
стандартов, как, вероятно, Пелевин
оторвался в своих фантастических романах
от Герберта Уэллса. Впрочем, как блестяще
доказали другие электронные монстры DJ Vadim и
Funki Porcini, хип-хопом сегодня можно назвать все,
что угодно.
Под псевдонимом Wagon Christ весь "рубящий
фишку" мир знает Вайберта как
величайшего ре-миксера всех времен и
народов. Если Mad Professor своими
интерпретациями Massive Attack вернул членов
группы из пыльного Бристоля обратно в
Африку, на пальмы, то Moloko именно после ре-миксов
Wagon Christ'а зазвучали действительно как
команда, играющая трип-хоп.
И, наконец, проект Вайберта - Plug с
альбомом "Drum'n'bass for Papa". Hу что можно
написать об одном из самых любимых альбомов:
поверьте, в своей жизни я слышал много
джангла, этот - лучший. Luke Vibert творит со
звуком чудеса. Его барабаны чавкают с
поистине обезоруживающим изяществом. Из
барабанов же, пропущенных через фильтры,
построены и мелодии, томящие душу и
возбуждающие плоть. Чужие сэмплы, голосовые,
взятые в основном из второсортных
американских фильмов, придают
музыке необходимую иронию и заставляют
думать о недюжинном чувстве юмора, которым,
по всей видимости, обладает Вайберт. От
всего этого "криша едит", как говорил
Абдулов в фильме "Черная роза - эмблема
печали, красная роза - эмблема любви".